Вы здесь

Порядок проставления апостиля на официальных документах и требования, предъявляемые к таким официальным документам

Порядок выполнения государственной функции по проставлению апостиля


Поездки за границу совершаются в целях трудоустройства, учебы, отдыха, на постоянное место жительства и т.д.

При этом у граждан возникает необходимость в вывозе документов, которые должны быть предоставлены в иностранных государствах в различные органы в зависимости от цели поездки (в органы государственной власти, работодателям, в учебные заведения, в органы регистрации актов гражданского состояния и т.д.).

Перечень документов определяется, как правило, организацией, куда документ будет предъявлен, или посольством соответствующего иностранного государства.

Предназначенные для действия в зарубежном государстве документы подлежат легализации – то есть подтверждению того, что документ, исходящий от должностного лица государства, соответствует законодательству этого государства.

В зависимости от того, в какое государство документ предназначается, юридическая сила данного документа может быть подтверждена по-разному.

Например, Россия является участником ряда международных договоров, полностью отменяющих порядок легализации документов, исходящих из государств – участников этих договоров.

Так, в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной  в г. Минске государствами – членами Содружества независимых государств 22 января 1993 года (далее – Минская Конвенция), Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Участниками Минской Конвенции являются: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина). Документы, исходящие из этих государств действительны на территории России, равно как и российские документы на территории этих стран и имеют юридическую силу без каких-либо процедур признания.

Некоторыми Двусторонними соглашениями России с рядом стран (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая Югославская Республика Македония, Венгрия, Северная Корея, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония, Испания, Словакия) также предусмотрено, что все документы, составленные или удостоверенные компетентными органами, скрепленные официальной печатью и подписью уполномоченного лица, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без легализации.

С некоторыми государствами Россия не имеет договоренностей об упрощенных процедурах легализации документов. К документам, направляемым в эти государства, применяются правила консульской легализации. Консульская легализация заключается в установлении и свидетельствовании подлинности подписи должностных лиц на документах в подтверждение их соответствия законам государства.

Наиболее распространенной формой легализации документов является проставление апостиля. Такой порядок действует между странами-участниками Конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов, подписанной в Гааге 5 октября 1961 года (далее – Гаагская Конвенция).

В настоящее время участниками Гаагской Конвенции являются 102 государства. Россия присоединилась к указанной Конвенции 31 мая 1992 года.

Для подтверждения достоверности официальных документов, выданных на территории иностранных государств – участниц Гаагской Конвенции, предусмотрена простая юридическая процедура – удостоверение «подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ», путем проставления штампа «Апостиль».

Согласно Гаагской Конвенции апостиль имеет форму квадрата со стороной не менее 9 см и должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции.

Текст апостиля содержит следующие реквизиты:

  • наименование государства, выдавшего апостиль
  • фамилия лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ
  • должность лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ
  • наименование учреждения, печатью/штампом которого скреплён документ, удостоверяемый апостилем
  • название города, в котором проставлен апостиль
  • дата проставления апостиля
  • название органа, проставившего апостиль
  • номер апостиля
  • печать/штамп учреждения, проставившего апостиль
  • подпись должностного лица, проставившего апостиль.

Апостиль может быть составлен как на одном из официальных языков Конвенции (французский либо английский), так и на национальном языке государства, проставившего апостиль, надписи на апостиле также могут дублироваться на двух языках (одном из языков Конвенции и национальном).

Заголовок «Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)» должен быть дан на французском языке.

Согласно Конвенции, апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом.

На практике в различных государствах используются различные способы проставления апостиля: резиновый штамп, клей, (разноцветные) ленты, сургучная печать, рельефная печать, самоклеящиеся стикеры и т.д., а также в качестве приложения к документу, что осуществляется при помощи клея, крепёжных колец, скрепок и т.д.

В Российской Федерации апостиль имеет форму штампа, проставляемого на документ.

Документ, удостоверенный штампом «апостиль» признается действительным на территории всех стран, присоединившихся к Гаагской Конвенции, в то время как документ, прошедший консульскую легализацию, может быть применен только на территории одного государства.

Апостиль как специальный штамп проставляется по заявлению любого предъявителя документа. Сами подпись и печать, проставляемые на апостиле не требуют никакого заверения и дальнейшей легализации.

 

В Российской Федерации право на проставление апостиля предоставлено

Министерству юстиции – на официальных документах, исходящих от федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, когда они сами наделены полномочиями по проставлению апостиля;

на копиях официальных документов, исходящих от конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов Российской Федерации и мировых судей, верность которых засвидетельствована в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

на копиях официальных документов, исходящих от федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов Российской Федерации и мировых судей, верность которых засвидетельствована нотариусами Российской Федерации или лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

на копиях иных российских официальных документов, верность которых засвидетельство