Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых религиозными организациями в документах, представляемых для государственной регистрации

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона
от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) целями образования религиозной организации являются совместное исповедание  и распространение веры

Зачастую, помимо  совместного  исповедания  и распространение веры устав религиозной организации содержит также иные цели, в том числе осуществление благотворительной или издательской деятельности, что является нарушением Закона  о свободе совести. Данные цели  в соответствии с Федеральным законом
от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон
о некоммерческих организациях), а также Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» предусмотрены   для создания некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм.

Осуществление благотворительной и издательской деятельности является правом религиозной организации, которое может быть реализовано
в соответствующих формах ее деятельности.

2. В соответствии  с пунктами 1 и 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях, религиозная организация, как вид некоммерческой организации, может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности,
не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности религиозной организации, которые предусмотрены
ее учредительными документами.

Религиозная организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии,
что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

В нарушение указанных положений законодательства, а также пункта 2
статьи 10 и статьи 15 Закона о свободе совести устав религиозной организации, предусматривая осуществление организацией предпринимательской деятельности (деятельности, приносящей доход), зачастую не определяет виды (формы) такой деятельности.

Фактически осуществляемая деятельность религиозной организаций должна соответствовать формам деятельности, предусмотренным ее уставом, а также сведениям о видах экономической деятельности организаций, содержащимся
в Едином государственном реестре юридических лиц.

3. В соответствии с пунктом 2 статьи 123.27  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) устав религиозной организации должен содержать, в том числе, сведения о направлениях использования имущества религиозной организации.

В нарушение указанного положения закона устав религиозной организации зачастую либо не содержит сведений о направлениях использования имущества организации (на что конкретно направляется имущество), либо не в полной мере отражает указанные сведения (имущество расходуется на уставную деятельность).

4. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о свободе совести в уставе религиозной организации, помимо прочего, указывается порядок создания организации.

В нарушение вышеуказанного положения законодательства устав религиозной организации зачастую либо вообще не отражает порядка ее создания, либо
не в полной мере отражает указанные сведения.

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Согласно статье 13.1 Закона о свободе совести религиозная организация
не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Зачастую устав религиозной организации предусматривает реорганизацию
в форме слияния, разделения, выделения, преобразования. Однако религиозные организации могут быть реорганизованы только в форме присоединения, поскольку
в соответствии с пунктом 4 статьи 57 ГК РФ реорганизация в форме присоединения не влечет за собой государственную регистрацию вновь созданного юридического лица. Кроме того, в соответствии с Законом о свободе совести религиозная организация может быть создана путем ее учреждения (создания).

6. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, описание которых должно содержатся  в учредительных документах.

В нарушение указанного положения законодательства устав религиозной организации зачастую не содержит описание символики используемой организацией (на бланках, в печати, на официальном сайте) при осуществлении своей деятельности.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г.
№ 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций»
со 2 августа 2014 г. регистрация символики некоммерческих организаций прекращена. Соответственно содержание в уставе религиозной организации положений о регистрации символики противоречит действующему законодательству.

7. В соответствии с пунктом 8.1 пункта 8 Закона о свободе совести порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией
и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

В нарушение указанного положения законодательства уставы религиозных организаций зачастую не содержат порядка принятия решения органами религиозной организации; сведений, из числа каких лиц (священнослужителей, участников религиозной организации, светских лиц по трудовому договору и пр.) состоят указанные органы, в том числе ревизионная комиссия, а также на какой основе (возмездной/безвозмездной) лица входят в состав органов религиозной организации. Кроме того, отсутствует порядок принятия решений органами религиозной организации, в том числе единоличным органом. Так, руководитель религиозной организации принимает решения в виде указов, распоряжений, приказов и т.п.,
что должно быть отражено в уставе религиозной организации.

8. В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона о свободе совести сделки               по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование,               а также договоры займа и кредитные договоры совершаются религиозной организацией с письменного согласия органа религиозной организации, уполномоченного уставом религиозной организации на письменное согласование таких сделок (уполномоченного органа религиозной организации).

В нарушение указанного положения  зачастую уставом религиозной организации указанный вопрос не отнесен к компетенции какого-либо органа организации.

9. В соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона о свободе совести недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящееся в собственности религиозной организации, может в случаях, предусмотренных уставом религиозной организации,    отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную  собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.

В нарушение указанного положения устав религиозной организации, предполагая наличие имущества богослужебного назначения, не определяет судьбу указанного имущества в случае прекращения деятельности организации.

10. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о свободе совести религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем не всегда религиозной организацией соблюдаются положения собственного устава при созыве и проведении заседаний высших органов управления религиозной организации для внесения соответствующих изменений.

11. Согласно пункту 43 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги
по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации
от 30 декабря 2011 г. № 455 (далее – Административный регламент) протокол (выписка из протокола) заседания высшего, иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, содержащий решение о внесении изменений в учредительные документы и (или) об изменении иных сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, помимо прочего, должен содержать сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления в случае проведения заседания в форме съезда (конференции).

 В нарушение указанного положения Административного регламента протокол, содержащий решение о внесение изменений, представляемый религиозной организацией на государственную регистрацию, зачастую не содержит сведения
об утверждении нормы представительства делегатов, а также о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов.

 

 

 

Требования, предъявляемые к документам, необходимым
для государственной регистрации религиозной организации

 

 

 

В соответствии с пунктом 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги
по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации
от 30 декабря 2011 г. № 455:

 все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме
и учредительных документов религиозной организации, представляются
на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником;

Учредительные документы религиозной организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме;

Два экземпляра учредительных документов, представляемых
на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса;

Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых
на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы;

Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа
на месте прошивки.

Кроме того, обращаем внимание, что в случае представления религиозной организацией на государственную регистрацию копии устава и документа
о государственной регистрации учредителя (учредителей) указанные документы должны быть нотариально удостоверены.

20 июля 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).