Вы здесь

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, а также муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы за период с 01.07.2016 по 30.12.2016

 

 На территории Кировской области расположено 364 муниципальных образования, границы и статус которых установлены Законом Кировской области от 07.12.2004 № 284-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения», из них:

- 39 муниципальных районов;

- 6 городских округов;

- 52 городских поселений;

- 267 сельских поселений.

Управлением Минюста России по Кировской области (далее – Управление) продолжена работа по осуществлению в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ) определено, что регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в следующих случаях:

- противоречие устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;

- нарушения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав;

- наличие в уставе муниципального образования или муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав коррупциогенных факторов.

Во втором полугодии 2016 г. Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации 9 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, в том числе:

-  в связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству, законодательству Кировской области – 9 муниципальных правовых актов;

- в связи с нарушениями установленного порядка принятия – 5 муниципальных правовых актов;

- в связи с наличием коррупциогенных факторов – 2 муниципальных правовых актов.

Типичными противоречиями муниципальных правовых актов положениям федерального законодательства, выявляемыми Управлением, являются:

- несоответствие перечня вопросов местного значения установленному Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ);

- отнесение к компетенции местной администрации полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки);

- установление гарантий осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления при нарушении условий, определенных пунктом 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ;

- несоответствие оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, установленных частью 6 статьи 36  Федерального закона № 131-ФЗ.

Типичными нарушениями установленного порядка принятия муниципальных правовых актов являются:

- несоблюдение установленного частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ тридцатидневного срока между опубликованием (обнародованием) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав до дня рассмотрения вопроса о его принятии на заседании представительного органа муниципального образования;

- принятие муниципального правового акта при отсутствии установленного частью 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ кворума в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Типичным коррупциогенным фактором, выявленным в муниципальных нормативных правовых актах по результатам экспертизы, является широта дискреционных полномочий, а именно наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (отнесение к полномочиям представительного органа местного самоуправления и местной администрации полномочий по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования поселений).

 

 Данный коррупциогенный фактор предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

 

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, а также муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы за период с 01.01.2016 по 30.06.2016.

 

В первом полугодии 2016 года Управлением Минюста России по Кировской области продолжена работа по осуществлению в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

В отчетном периоде Управлением рассмотрено 182 муниципальных правовых актов, направленных главами муниципальных образований на государственную регистрацию. По результатам рассмотрения представленных документов решение об отказе в государственной регистрации принято в отношении 12 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, в том числе:

-  в связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству – 12 актов;

- в связи с нарушениями установленного порядка принятия – 7 актов;

- в связи с наличием коррупциогенных факторов – 2 акта.

Характерными нарушениями федерального законодательства, являющимися основаниями для отказа в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, являются:

- несоответствие перечня вопросов местного значения муниципальных образований установленному Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) (решение сельской Думы муниципального образования Юрьевское сельское поселение  Котельничского района);

- отнесение к компетенции местной администрации сельского поселения полномочий являющихся в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросами местного значения муниципального района, например: использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (решения представительных органов следующих муниципальных образований: Шалеговское сельское поселение Оричевского района, Шахровское сельское поселение Омутнинского района, Кичминское сельское поселение Советского района, Светловское сельское поселение Котельничского района);

- закрепление к компетенции местной администрации полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений) (решения представительных органов следующих муниципальных образований: Кстининское сельское поселение Кирово-Чепецкого района, Кичминское сельское поселение Советского района).

Нарушениями установленного порядка принятия муниципальных правовых актов явились:

- несоблюдение установленного частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ тридцатидневного срока между опубликованием (обнародованием) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав до дня рассмотрения вопроса о его принятии на заседании представительного органа муниципального образования (решения представительных органов следующих муниципальных образований: Лебяжское городское поселение Лебяжского района, Шалеговское сельское поселение Оричевского района, Светловское сельское поселение Котельничского района, Чистопольское сельское поселение Котельничского района, Поломское сельское поселение Кирово-Чепецкого района, Кайское сельское поселение Верхнекамского района, Тужинское городское поселение Тужинского района);

Типичным коррупциогенным фактором, выявленным в муниципальных нормативных правовых актах по результатам экспертизы, является широта дискреционных полномочий, а именно наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления, например: отнесение к полномочиям представительного органа местного самоуправления и местной администрации полномочий по утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки поселения; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения (решения представительных органов следующих муниципальных образований: Кстининское сельское поселение Кирово-Чепецкого района, Кичминское сельское поселение Советского района).

Данный коррупциогенный фактор предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

 

 

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, а также муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы за период с 01.07.2015 по 31.12.2015.

 

 

 Во втором полугодии 2015 года Управлением Минюста России по Кировской области продолжена работа по осуществлению в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

 

В отчетном периоде Управлением рассмотрено 264 муниципальных правовых акта, направленных главами муниципальных образований на государственную регистрацию. По результатам рассмотрения представленных документов решение об отказе в государственной регистрации принято в отношении 12 муниципальных правовых актов (из них 1 устав и 11 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), в том числе:

 

-  в связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству – 8 актов;

 

- в связи с нарушениями установленного порядка принятия – 6 актов;

 

- в связи с наличием коррупциогенных факторов – 4 акта.

 

1. Характерными нарушениями федерального законодательства, являющимися основаниями для отказа в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, являются:

 

а) несоответствие перечня вопросов местного значения муниципальных образований установленному Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) например, Мурыгинское городское поселение Юрьянского района, Колянурское сельское поселение Советского района, Демьяновское городское поселение Подосиновского района.

 

б) отнесение к компетенции местной администрации полномочий, находящихся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, например:

 

 - утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений (Медведское сельское поселение Нолинского района) ;

 

- утверждение местных нормативов  градостроительного проектирования поселений (Немское городское поселение Немского района).

 

в) отнесение к компетенции местной администрации сельского поселения организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (Семушинское сельское поселение Зуевского района, Колянурское сельское поселение Советского района).

 

г) нарушение части 6 статьи 24 Федерального закона  от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым  избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса (Курчумское сельское поселение Сунского района).

 

2. Нарушениями установленного порядка принятия муниципальных правовых актов явились:

 

а)  несоблюдение требований части  4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой проект устава муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении (Песковское городское поселение Омутнинского района, Мулинское сельское поселение Нагорского района, Колянурское сельское поселение Советского района, Афанасьевское городское поселение Афанасьевского района);

 

б) отсутствие необходимого кворума на заседании представительного органа муниципального образования при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования (устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования) (Верхосунское сельское поселение Фалёнского района, Мурыгинское городское поселение Юрьянского района).

 

3. Типичным коррупциогенным фактором, выявленным в муниципальных нормативных правовых актах по результатам экспертиз, является широта дискреционных полномочий, а именно наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления, например, отнесение к полномочиям представительного органа местного самоуправления и местной администрации полномочий по утверждению:

 

-  генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования поселений (Медведское сельское поселение Нолинского района, Большевистское сельское поселение Сунского района);

 

- правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий (Колянурское сельское поселение Советского района).

 

Данный коррупциогенный фактор предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

 

 

 

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, а также муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы за период с 01.01.2015 по 30.06.2015.

 

 В первом полугодии 2015 года Управлением Минюста России по Кировской области продолжена работа по осуществлению в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

В отчетном периоде Управлением рассмотрено 267 муниципальных правовых актов, направленных главами муниципальных образований на государственную регистрацию. По результатам рассмотрения представленных документов решение об отказе в государственной регистрации принято в отношении 16 муниципальных правовых актов (из них 3 устава и 13 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), в том числе:

- в связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству – 9 актов;

- в связи с нарушениями установленного порядка принятия – 11 актов;

- в связи с наличием коррупциогенных факторов – 5 актов.

Характерными нарушениями федерального законодательства, являющимися основаниями для отказа в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, являются:

- несоответствие перечня вопросов местного значения муниципальных образований установленному Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ);

- закрепление к компетенции местной администрации полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений).

Нарушениями установленного порядка принятия муниципальных правовых актов явились:

- несоблюдение установленного частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ тридцатидневного срока между опубликованием (обнародованием) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав до дня рассмотрения вопроса о его принятии на заседании представительного органа муниципального образования;

- отсутствие необходимого кворума в представительном органе муниципального образования при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования (устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования).

Типичным коррупциогенным фактором, выявленным в муниципальных нормативных правовых актах по результатам экспертизы, является широта дискреционных полномочий, а именно наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (отнесение к полномочиям представительного органа местного самоуправления и местной администрации полномочий по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования поселений).

Данный коррупциогенный фактор предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

 

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, а также муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы за период с 01.07.2014 по 31.12.2014.

 

 Во втором полугодии 2014 года Управлением Минюста России по Кировской области продолжена работа по осуществлению в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

 

В отчетном периоде Управлением рассмотрено 126 муниципальных правовых актов, направленных главами муниципальных образований на государственную регистрацию. По результатам рассмотрения представленных документов решение об отказе в государственной регистрации принято в отношении 11 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, в том числе:

 

-  в связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству – 8 актов;

 

- в связи с нарушениями установленного порядка принятия – 3 акта;

 

- в связи с наличием коррупциогенных факторов – 3 акта.

 

Характерными нарушениями федерального законодательства, являющимися основаниями для отказа в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, являются:

 

- несоответствие перечня вопросов местного значения муниципальных образований установленному Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ);

 

- закрепление к компетенции местной администрации полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения);

 

- отнесение к компетенции местной администрации полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (рассмотрение и утверждение бюджета муниципального образования, осуществление контроля за его исполнением, утверждение отчета об исполнении бюджета поселения);

 

- определение в нарушение Федерального закона № 131-ФЗ неполного перечня видов имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования;

 

- установление норм, согласно которым приобретение товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляется посредством муниципального заказа, что противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Нарушениями установленного порядка принятия муниципальных правовых актов явились:

 

- несоблюдение установленного частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ тридцатидневного срока между опубликованием (обнародованием) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав до дня рассмотрения вопроса о его принятии на заседании представительного органа муниципального образования;

 

- принятие муниципального правового акта о внесении изменений в устав без соблюдения требований части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ об официальном опубликовании (обнародовании) проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования до принятия представительным органом муниципального образования данного муниципального правового акта.

 

Типичным коррупциогенным фактором, выявленным в муниципальных нормативных правовых актах по результатам экспертизы, является широта дискреционных полномочий, а именно наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (отнесение к полномочиям представительного органа местного самоуправления и местной администрации полномочий по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования поселений).

Данный коррупциогенный фактор предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

 

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований за период с 01.01.2014 - 30.06.2014

 

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ) определено, что государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

В соответствии с приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы осуществляют в установленном порядке территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

Частью 7 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ определено, что регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в следующих случаях: - противоречие устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; - нарушения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав; - наличие в уставе муниципального образования или муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав коррупциогенных факторов.

За 6 месяцев 2014 г. Управлением Минюста России по Кировской области (далее – Управление) принято решение об отказе в государственной регистрации 20 муниципальных правовых актов (из них 1 устав и 19 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), в том числе: - в связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству, законодательству Кировской области – 12 муниципальных правовых актов; - в связи с нарушениями установленного порядка принятия – 8 муниципальных правовых актов; - в связи с наличием коррупциогенных факторов – 1 муниципальный правовой акт. При этом в 1 муниципальном правовом акте были выявлены противоречия действующему законодательству, а также нарушение установленного порядка принятия.

Типичными противоречиями муниципальных правовых актов положениям федерального законодательства, выявляемыми Управлением, являются: отнесение к компетенции местной администрации полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; несоответствие перечня вопросов местного значения перечню, установленному Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ); - закрепление положений в ранее действовавшей редакции норм Федерального закона № 131-ФЗ.

Типичным нарушением установленного порядка принятия муниципальных правовых актов является: - несоблюдение установленного частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ тридцатидневного срока между опубликованием (обнародованием) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав до дня рассмотрения вопроса о его принятии на заседании представительного органа муниципального образования.

Коррупциогенным фактором, выявленным в муниципальном нормативном правовом акте по результатам экспертизы, является широта дискреционных полномочий, а именно наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления. Данный коррупциогенный фактор предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Также в уставах отмечаются нарушения правил юридической техники, а именно: неверно указываются реквизиты муниципальных правовых актов, ссылки на положения статей устава муниципального образования, наименование регистрирующего органа, имеет место дублирование некоторых положений устава, допускаются пунктуационные ошибки, отсутствует последовательность изложения положений закрепленных в уставе муниципального образования и др.

Кроме того, главами муниципальных образований нарушаются требования: - статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ о соблюдении пятнадцатидневного срока направления в регистрирующий орган уставов и актов о внесении в них изменений; - статьи 5 Федерального закона № 97-ФЗ, поскольку имеют место случаи несвоевременного предоставления либо не предоставление совсем информации об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) уставов и актов о внесении в них изменений после государственной регистрации. 

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, а также муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы за период с 01.07.2013 по 30.12.2013.

 

 На территории Кировской области расположено 371 муниципальное образование, границы и статус которых установлены Законом Кировской области от 07.12.2004 № 284-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения», из них:

- 39 муниципальных районов;

- 6 городских округов;

- 53 городских поселений;

- 273 сельских поселений.

Управлением Минюста России по Кировской области (далее – Управление) продолжена работа по осуществлению в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ) определено, что регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в следующих случаях:

- противоречие устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;

- нарушения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав;

- наличие в уставе муниципального образования или муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав коррупциогенных факторов.

Во втором полугодии 2013 г. Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации 22 муниципальных правовых актов (из них 5 уставов и 17 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), в том числе:

-  в связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству, законодательству Кировской области – 12 муниципальных правовых актов;

- в связи с нарушениями установленного порядка принятия – 6 муниципальных правовых актов;

- в связи с наличием коррупциогенных факторов – 9 муниципальных правовых актов.

При этом, в 5 муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы в положениях, не соответствующих действующему законодательству, были выявлены коррупциогенные факторы.

Типичными противоречиями муниципальных правовых актов положениям федерального законодательства, выявляемыми Управлением, являются:

- несоответствие перечня вопросов местного значения установленному Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ);

- неверное установление количества членов избирательной комиссии муниципальных образований, в нарушение норм пункта 6 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которыми избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса;

- отнесение к компетенции местной администрации полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки);

- установление гарантий осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления по истечении срока полномочий в нарушение требований статьи 172 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ.

Типичными нарушениями установленного порядка принятия муниципальных правовых актов являются:

- несоблюдение установленного частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ тридцатидневного срока между опубликованием (обнародованием) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав до дня рассмотрения вопроса о его принятии на заседании представительного органа муниципального образования;

- принятие муниципального правового акта при отсутствии установленного частью 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ кворума в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Типичным коррупциогенным фактором, выявленным в муниципальных нормативных правовых актах по результатам экспертизы, является широта дискреционных полномочий, а именно наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (отнесение к полномочиям представительного органа местного самоуправления и местной администрации полномочий по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования поселений).

 Данный коррупциогенный фактор предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований за период с 01.01.2013 - 30.06.2013

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ) определено, что государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

В соответствии с приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы осуществляют в установленном порядке территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

Частью 7 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ определено, что регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в следующих случаях: - противоречие устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; - нарушения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав; - наличие в уставе муниципального образования или муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав коррупциогенных факторов.

За 6 месяцев 2013 г. Управлением Минюста России по Кировской области (далее – Управление) принято решение об отказе в государственной регистрации 17 муниципальных правовых актов (из них 6 уставов и 11 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), в том числе: - в связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству, законодательству Кировской области – 14 муниципальных правовых актов; - в связи с нарушениями установленного порядка принятия – 5 муниципальных правовых актов; - в связи с наличием коррупциогенных факторов – 9 муниципальных правовых актов. При этом, в 2 муниципальных правовых актах были выявлены противоречия действующему законодательству, а также нарушения установленного порядка принятия, в 9 муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы в положениях, не соответствующих действующему законодательству, были выявлены коррупциогенные факторы.

Типичными противоречиями муниципальных правовых актов положениям федерального законодательства, выявляемыми Управлением, являются: - несоответствие перечня вопросов местного значения установленному Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ); - закрепление положений в ранее действовавшей редакции норм Федерального закона № 131-ФЗ; - неверное установление количества членов избирательной комиссии муниципального образования, в нарушение части 4 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; - отнесение к компетенции местной администрации полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Типичными нарушениями установленного порядка принятия муниципальных правовых актов являются: - несоблюдение установленного частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ тридцатидневного срока между опубликованием (обнародованием) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав до дня рассмотрения вопроса о его принятии на заседании представительного органа муниципального образования; - несоблюдение предусмотренных частью 3 статьи 28 и частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ требований об обязательном опубликовании проекта устава муниципального образования, проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования и рассмотрении указанных проектов на публичных слушаниях.

Типичным коррупциогенным фактором, выявленным в муниципальных нормативных правовых актах по результатам экспертизы, является широта дискреционных полномочий, а именно наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления. Данный коррупциогенный фактор предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Кроме того, главами муниципальных образований нарушаются требования: - статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ о соблюдении пятнадцатидневного срока направления в регистрирующий орган уставов и актов о внесении в них изменений; - статьи 5 Федерального закона № 97-ФЗ, поскольку имеют место случаи несвоевременного предоставления либо не предоставление совсем информации об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) уставов и актов о внесении в них изменений после государственной регистрации.

Также в уставах отмечаются нарушения правил юридической техники, а именно: неверно указываются реквизиты муниципальных правовых актов, ссылки на положения статей устава муниципального образования, наименование регистрирующего органа, имеет место дублирование некоторых положений устава, допускаются пунктуационные ошибки, отсутствует последовательность изложения положений закрепленных в уставе муниципального образования и др.

01 июля 2013 года

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).